Понятия со словосочетанием «купол храма»
Связанные понятия
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Сре́тенская це́рковь или храм Сретения Господня, также Сретенский храм — христианское культовое здание, освящённое в честь праздника Сретения Господня.
Лантерна (итал. lanterna — «лампа», «светильник») — небольшая башенка на куполе церкви или собора, через которую походит свет. Зачастую преставляет собой башенку с остеклением, площадь которого превышает площадь башенки.
Солея́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются...
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Голубе́ц (от слова «голубь, голубчик», также голбец, столбец, часовщика) — крыша на могильном или поклонном кресте, вообще — надгробный памятник со схематической кровлей или в форме избушки. Кровли голубцов-столбов украшались главками с крестами и резными причелинами по скатам. Иногда в верхнюю часть столбца врезали медную иконку с изображением того святого, имя которого носил умерший.
Тябло́ (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.
Благовещенскими называют православные храмы (церкви и соборы) и монастыри во имя Благовещения Девы Марии. Некоторые известные Благовещенские соборы...
Подробнее: Благовещенский собор
Успе́нский собо́р — обиходное устойчивое название соборного христианского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь Святой Ирины (порт. Igreja de Santa Iria) — католическая церковь, находящаяся в районе Санта-Ирия-да-Рибейра-де-Сантарен города Сантарен, Португалия. Храм освящён в честь святой Ирины.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Шпиль (нидерл. spijl) — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Сигнатурка (от лат. signo — указываю, обозначаю) — малая храмовая башня (в основном католических храмов), на которой обычно содержится наименьший из колоколов, который также называется сигнатуркою. Сигнатурка в основном расположена на пересечении трансепта с нефом (в больших храмах) или над пресвитерием (в меньших храмах). Сигнатурка в архитектуре появляется во времена средневековья. Внутри сигнатурки обычно помещены основополагающие документы святыни для будущих поколений.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне — деревянная церковь, расположенная в трёх километрах к юго-западу от Ростова в небольшом селе Богослов на реке Ишне. Построена в 1687 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области.
Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.
Голго́фа (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. גולגלתא, от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» — др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus) — небольшая скала или холм, где согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Израиля. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Белый ангел (серб. Бели анђео) — фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Датируется XIII веком и относится к периоду Палеологовского возрождения. В XVI веке поверх этого изображения было написано новое, которое было удалено в ходе реставрационных работ в XX веке.
Канди́ло (от греч. κανδήλα — лампада) — большой подсвечник, стоящий перед иконой в православном храме (этим словом также обозначают любой источник света в церкви — свечу, подсвечник, лампадку). Если на подсвечнике находится от семи до двенадцати свечей, он называется поликандилом, если их более — паникадилом; паникадила обычно подвешены в центре храма под куполом. Часто находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху её...
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.
Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Напресто́льный крест — в Православной церкви алтарный крест, распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря.
Убру́с (ст.‑слав. ѹбрѹсъ — «плат, платок, полотенце», от ст.‑слав. бръснѫти, брысати — «тереть») — изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи.
Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря.
Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Дынька — декоративное украшение столбов, колонок в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару, в каменной и деревянной архитектуре. Декоративная деталь в древнерусской архитектуре XV—XVII веков для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников, напоминающих по форме дыню. Распространено в деревянном зодчестве до конца XVIII века, и в псевдорусском стиле в XIX — начале XX веков.
Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Мафо́рий (др.-греч. μαφόριον) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) — одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.
Паникади́ло (также всесве́щник, поликанди́ло (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.